Итак! Вы приобрели практически всю необходимую экипировку для подводной охоты! Ружьё, гидрокостюм, носки, перчатки, ласты, маску, трубку… Теперь самое время поговорить о грузах. Зачем вообще нужна система отгрузки подводному охотнику? Это становится понятно при первом же заходе в воду и попытке поднырнуть.

Гидрокостюм, основой которого является неопрен, т.е. вспененная резина с массой мельчайших пузырьков, наполненных воздушно-газовой смесью, не тонет! А наоборот! Плавает, как поплавок! Более того! Он отлично держит на воде того, кто в нем находится, т.е. подводного охотника! Чем толще гидрокостюм, тем больше вас выталкивает из воды! Поэтому нужно погрузиться в воду так, чтобы без особых усилий находиться в нужном диапазоне глубин достаточно длительное время. В общем, нужно создать, так называемую, нейтральную плавучесть. С этой целью и используются свинцовые грузы. Почему именно свинцовые? Относительно недорогой материал с достаточно большой плотностью, чтобы иметь значительную массу при сравнительно небольшом объеме. Выпускаются грузы различного веса: от 0,5 до 3 кг, но самый популярный типоразмер – 1кг.

Для закрепления грузов на теле используется специальный грузовой ремень. Самый бюджетный вариант – это капроновый пояс. Но капроновая лента пояса может сместиться вокруг талии, и пряжка окажется на боку или даже на спине! Уже при погружении на 3-5 метров и глубже костюм неминуемо обожмется, и пояс обязательно начнет болтаться. На нем не фиксируются грузы, нарушая равномерность отгрузки.

Резиновый ремень, по сравнению с его капроновым собратом, не скользит по гидрокостюму и оставляет грузы в том месте на поясе, где их закрепили. Во время нырка, когда костюм обжимается и становится тоньше под давлением воды, пояс за счет своей эластичности тоже сжимается, а потому и не болтается на талии, более того, он может быть застегнут на бедрах чуть ниже талии, не нагружая тем самым поясницу и дополнительно уплотняя стык куртки и брюк.

Пряжка на ремне обязательно должна быстро и легко расстегиваться. Пряжки могут быть пластиковыми или из нержавейки и “марсельские”. Пластиковая или нержавеющая пряжка – вопрос вкуса. Самые удобные из них – пряжки-эксцентрики, которые легко регулируются, зажимая ленту в любой точке. Спортсмены-охотники, фридайверы и просто дайверы-аквалангисты – те, кому важна максимальная безопасность, отдают предпочтение “марсельскому” поясу. Это чуть более толстая, чем обычно, резиновая лента с отверстиями и очень крупной металлической пряжкой с язычком. “Марсельский” пояс просто лучший по надежности. Достаточно лишь слегка дернуть за свободно болтающийся конец ленты, как язычок выскочит из отверстия, и пояс свободно свалится с ваших бедер. Важен именно свободно болтающийся конец ленты – ни в коем случае нельзя заправлять его за пояс. Пряжка может сместиться вправо или влево, а вот конец ленты вы в случае необходимости найдете практически мгновенно. При возникновении какой-то экстренной ситуации, подводному охотнику нужно, не задумываясь, скинуть грузовой пояс, что позволит ему мгновенно всплыть, и тем самым спасти себе жизнь.

Использование костюмов толщиной более 3 мм требует довольно большого количества грузов. Даже 3-5 кг, висящие на талии – это солидная нагрузка на позвоночник, поэтому, чтобы разгрузить поясницу и распределить вес балласта вдоль позвоночника, придуманы различные варианты размещения грузов.

“Сковородка” – подвесная система типа “рюкзак”, где довольно большой плоский спинной груз весом 4-6 кг висит на спине, а остальные грузы располагаются на поясе и свободных передних окончаниях лямок. Это великолепный выход, если вам необходим балласт большого веса 8-9 кг или больше. Спинной груз распределяет нагрузку на весь позвоночник и смещает центр тяжести выше, ближе к центру плавучести. Такое распределение масс удобно и особенно хорошо для охоты на небольшой глубине. Ремни плечевые могут быть и капроновыми, но поясной, обычно он располагается несколько выше талии, – только мягкий резиновый, чтобы не мешать дыханию. “Сковородка” не спадает с плеч после открывания пряжки пояса, и нужно делать хотя бы еще один разъем на плечевом ремне – пряжку или “липучку”, для того чтобы максимально быстро и просто освободиться от груза в аварийной ситуации.

“Уздечка” – вариант “сковородки”, разница лишь в том, что в ней нет плоского большого груза на спине. Это нечто на манер портупеи, где на плечевых ремнях и на поясе много карманов, в которые и укладываются грузы. “Уздечки”, как правило, рассчитаны на небольшой вес балласта.

Широкое распространение получили разгрузочные жилеты. Грузовые системы, выполненные из неопрена, или другого материала, жилеты или напоминающие небольшие рюкзачки подвесные комплекты, в карманы которых вы укладываете необходимый комплект грузов. Выпускается множество вариантов таких грузовых систем, которые имеют только карманы для грузов, для грузов и для охотничьей мелочи, также может иметься подушка для оперативной подкачки воздуха, например при большом улове, самое главное, должна быть возможность сбросить жилет мгновенно. Нужно помнить, что висящая на плечах разгрузочная система снимается сложнее и дольше, а значит, должна иметь минимум пряжек и замков. В любом случае, разгрузочная система должна обеспечить равномерное распределение балласта вдоль спины. Любые варианты грузовых систем снимают нагрузку с наиболее подверженного травмам поясничного отдела позвоночника. И они очень удобны, когда приходится совершать пешие переходы вдоль берега в снаряжении.

Ножные грузы. Без них не обойтись, когда вы собираетесь охотиться на мелководье из засады на осторожную рыбу в камнях, скалах и в прибое. Интересно, что грузы на ногах облегчают ныряние; стоит лишь поднять ноги над поверхностью воды, они своим весом немедленно “задавят” вас под воду. В зависимости от задач каждой конкретной охоты можно применить грузы весом от 0,3 до 1,5-1,6 кг на каждую ногу. Удобнее всего мягкие: продолговатые мешочки с дробью, которые крепятся к ноге специальными застежками или на липучке.

Очень важно правильно “отвеситься”, подобрать необходимое количество грузов, соответствующее вашему весу и объему, толщине костюма и глубине, на которую вы собираетесь нырять. Как ни парадоксально, но, казалось бы, напрашивающийся вывод о том, что чем на большую глубину предполагаете нырять, тем больше нужно грузов, оказывается не верным! Наоборот! Чем больше глубина – тем меньше нужно грузов! Объясняется это тем, что при погружении на глубину гидрокостюм обжимается, т.е. толщина его уменьшается, а значит, уменьшается и плавучесть! И это тем заметнее, чем больше первоначальная толщина гидрокостюма!

Как подобрать оптимальное количество и массу грузов? Существует всеми принятая формула  расчета массы требуемой отгрузки:

Г = T/5 × М/10, где:

Г – общая масса грузов.

Т – толщина гидрокостюма,

М – масса тела охотника,

Например:

Если вес охотника 80 кг и он собирается охотиться в гидрокостюме 7 мм, минимальную массу грузов получим:

Г=7/5х80/10=11,2 кг

Сразу следует оговориться, что данная формула должна использоваться как отправная точка для первоначального расчета. Т.е. согласно расчетам по этой формуле, мы купим первоначальное количество грузов. Плюс к этому, нам, все же, понадобятся дополнительные грузы, чтобы уже на месте отрегулировать нашу грузовую систему под определенные условия. И вот эта, уже более точная калибровка, проводится известным народным методом “научного тыка”:

  • Надеть гидрокостюм и прочее снаряжение.
  • Использовать вес грузов, рассчитанный по формуле.
  • Лечь на воду. Поплавать в такой отгрузке минут 15-20, чтобы намокли все элементы снаряжения.
  • Вдохнуть – должен держаться на плаву.
  • Выдохнуть – должен медленно погрузиться.
  • Добавлять или снимать грузы в зависимости от результатов предыдущих действий.

Этот способ стоит применить при первом выходе на водоем, используя партнера и на мелководье, чтоб можно было в любой момент встать, в дальнейшем, в процессе охоты станет ясно, насколько правильно вы подобрали вес и стоит ли внести корректировки. В идеале, плавучесть охотника, активно ищущего рыбу, должна быть нейтральной на рабочей глубине, в засаде – чуть отрицательной (- 500-800 г), а на глубине, в скалах – слегка в плюсе (+ 200-300 г).

Скорее всего придётся иметь пару кг грузов для оперативного внесения изменений в грузовую систему.

Есть еще один немаловажный момент. Распределение грузов между грузовым поясом и разгрузочным жилетом. Опыт и результаты неоднократных экспериментов многих подводных охотников и фридайверов показали, что соотношение 40% на жилет, 60% на пояс на поясе оптимально и дает отличный эффект в случае необходимости сброса грузового пояса. Во всяком случае, не грузите на плечи более 50% общего веса ваших грузов!

Еще пара советов в завершении.

Нырять на выдохе – опасно! Вообще хорошее правило – сидеть под водой не более, чем на 60-70% от максимального времени задержки. Смотреть по ощущениям. Но даже на маленькой глубине нужно быть осторожным.

Помните, что с увеличением глубины костюм обжимается, следовательно, плавучесть уменьшается и грузов нужно уже меньше, чем на мелководье. Ныряя, возле какого-то обрыва и погнавшись за рыбой, или из любопытства, поплыв глубже, вы почувствуете, как с каждым сантиметром глубины вас прижимает ко дну все сильнее. Ваш вес + вес всей вашей экипировки + вес грузов + вес всё увеличивающейся толщи воды над вами, всё это вкупе с силой земного притяжения может сыграть злую шутку! Не увлекайтесь! Помните, что потом вам нужно будет всплывать и преодолевать силу прижатия вас ко дну. Можно, конечно, и пояс скинуть, но потом его искать. Хотя в любой опасной ситуации, пояс – никакая цена за жизнь, даже если он дорогой и любимый. Самые дорогие и любимые у всех нас на берегу. Их жалейте в первую очередь!

Немецкий писатель Жан Поль (настоящее имя Иоганн Пауль Фридрих Рихтер) сказал: «Умный человек найдёт выход из любого сложного положения. Мудрый в этом положении не окажется.» Давайте будем мудрыми! Вода шуток и небрежности не прощает!

 

Удачной подводной охоты! Берегите себя!

Оставьте Ваш комментарий